12.03.2021

История создания СкорДис-подхода. Модель человеческих стремлений Римана — Томана

Онлайн часть книги Михаила Молоканова "Мышление руководителей: Системное. Управленческое. Критическое. Аффективное"
История создания СкорДис-подхода

СкорДис-подход (1) был развит мной на основе экспериментальных психологических исследований, которые я в самом начале 1990-х годов проводил вместе с талантливым психологом, кандидатом психологических наук, моим будущим научным руководителем по кандидатской диссертации Николаем Александровичем Аминовым, а затем и самостоятельно.

Первым толчком к системному осмыслению множества моделей 2 × 2 было мое знакомство с пятью китайскими элементами у-син, о которых я рассказываю дальше. Кроме того, в 1992 году я познакомился с опросником по Классическому DISC (DiSC®), который после перевода и адаптации на русском языке стал использовать в исследовательских целях.

В 1994 году в своей кандидатской диссертации (2) на основе анализа специальной литературы и собственных экспериментальных исследований я предложил два базисных фактора успешности взаимодействия с клиентами психотерапевта, инструктора учебно-тренировочных групп и других профессионалов в сфере человек — человек: Доминантность и Интерес к другому, ложащиеся, как вы понимаете, на СкорДис-оси.

Высокий интерес к другому, при котором общение строится на основе (или с учетом) внутренней картины состояния клиента (партнера), его собственной Я-концепции, его субъективного восприятия себя и своего состояния соответствует уменьшению дистанции. При слабо выраженном интересе к другому общение строится на материале, внешнем для клиента: на общих законах коммуникативного взаимодействия (включая групповое, на нормах, принципах, техниках, на объективных симптомах, а не на переживаниях клиента по их поводу). Оно соответствует увеличению или поддержанию дистанции.

Высокая доминантность, при которой именно специалист выбирает конечные и промежуточные цели взаимодействия и способы их достижения направлена на увеличение скорости протекания взаимодействия. Низкая доминантность уменьшает эту скорость.
Эти факторы оказались общими в изучении особенностей человеческой эффективности профессионального общения и позволили на основе анализа требований, предъявляемых профессиями к личностным характеристикам специалиста, построить двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия (и воздействия) (рис. 5.40), адаптируемое к различным сферам деятельности, например, к проведению занятий по разного рода дыхательным психотехникам (3).
Рис. 5.40. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия и воздействия
Одновременно в рамках своей двухфакторной модели я исследовал (4) состояния (людей и других объектов), на которые производятся воздействия, а также соответствий и переходов между ними.

В 1997 году я был приглашен возглавить представительство в России ирландской тренинговой компании CDI Training Systems.Это также сложно, как и любое индивидуальное саморазвитие. Наверняка замечали, что почему-то ваши советы, например, по повышению личной эффективности, прекрасно помогают окружающим, но в отношении вас самих работают вяло.

Мы обладали эксклюзивными правами на продвижение в России и странах ближнего зарубежья тренинга по Классическому Ситуационному руководству, которое не только естественным образом вписывалось в СкорДис-подход, но и гармонично проясняло в его рамках связь между некоторыми моделями воздействия и моделями состояний.

В частности, предложенные мной четыре модели (вида) коммуникативного взаимодействия и воздействия в рамках СкорДис-подхода замечательным образом соотносились со стилями Классического Ситуационного руководства (рис. 5.41).

Рис. 5.41. СкорДис-соответствие между видами воздействия практических психологов и стилями Классического Ситуационного руководства
Серьезное практическое использование мной СкорДис-подхода для создания программ системного обучения началось в 2000 году, когда меня пригласили менеджером проекта в НК «ЮКОС». Но обнародовал его в достаточно полном виде лишь в 2006 году в журнале «Менеджер по персоналу» (5).

В 2007–2008 годах я организовал Цех бизнес-тренеров, в котором стал собирать всех заинтересовавшихся практическим применением СкорДис-подхода (6) для более глубокой его проработки.


У-син (пять китайских элементов)

Параллельно на разработку СкорДис-подхода оказал существенное влияние мой интерес к традиционным китайским практикам и философии. На 12 главных меридианов (каналов) в китайской медицине и на у-син (пять элементов/фаз/рядов…) обратил мое внимание руководитель моей кандидатской диссертации по психологии Николай Александрович Аминов еще в начале 90-х годов.

Тогда я проводил исследования о влиянии психотехники Свободного дыхания на личностные особенности занимающихся, включая их психологическое здоровье и уровень самоактуализации (7). А по канонам классической китайской философии пять элементов: Металл, Вода, Дерево, Огонь и Почва связаны со множеством различных характеристик, категорий и состояний, относящихся к природе и человеческой жизнедеятельности (8). Поэтому как дополнительный инструмент китайская модель оказалась для меня полезной при интерпретации результатов моих экспериментальных исследований.

А за счет связи с базовыми эмоциями (которые мы рассмотрели в разделе «Аффективное мышление руководителей») у-син гармонично вписались и в СкорДис-подход (рис. 5.42).
Рис. 5.42. СкорДис-соответствие базовых эмоций пяти китайским элементам y-син
При этом привнесение у-син в Скордис-подход обогащает его присущей этим пяти элементам циклической динамической взаимозависимостью, а значит, взаимозависимостью всего остального, с чем они связаны (изначально или в рамках СкорДис-подхода). На рис. 5.43 и 5.44 указаны порядки классических взаимодействий между элементами: порождения и преодоления. (9)
Рис. 5.43. Порядок порождения у-син друг другом
Рис. 5.44. Порядок преодоления у-син друг другом
Эти соотношения очень образные: металл конденсирует на себе водную росу; вода питает корни дерева; дерево поддерживает собой огонь; огонь, превращая все в прах, создает почву; а в почве/земле рождается железная руда. В свою очередь, металлический топор рубит дерево; дерево прорастает сквозь почву; почва ограничивает водные потоки; вода гасит огонь, а огонь расплавляет металл.

Плодотворно, что при наложении в рамках СкорДис-подхода на взаимозависимости у-син других различных моделей центральный элемент почвы в логике порождения начинает обозначать этап трансформации, качественного преобразования. Например, в классическом сказочном путешествии это жизнь (зачастую семейная) после окончания путешествия Героя (подробнее и больше примеров в разделе «Аффективное мышление руководителей»).
Теперь об ориентации расположения у-син на плоскости. Классически огонь находится наверху — там, где китайцы издревле располагают юг (рис. 5.45).
Рис. 5.45. Классическое расположение у-син на плоскости
Европейская же традиция юг располагает на картах внизу. Похоже, что оба расположения были выбраны случайно, и я задумался о том, какая ориентация по сторонам света могла бы быть более осмысленной.

Поразмыслим, что в европейской (и не только) культуре имеет наиболее сильную привязку к сторонам света? Ритуалы поклонения Всевышнему, а у многих народов изначально Солнцу. Например, православные храмы строятся так, что верующие заходят с запада и молятся в сторону алтаря на восток (рис. 5.46). Да и само слово ориентация восходит к латинскому oriens (orientis), что буквально значит восток.
Рис. 5.46. Ориентация православных (и не только) храмов по сторонам света
И я разместил дерево, которому соответствует восток, с располагаемым на нем алтарем, наверху. Неожиданно такая ориентация действительно оказалась открывающей новые смыслы некоторых СкорДис-моделей. Например, она показывает, где вам нужно находиться перед аудиторией, если вы выступаете в том или ином стиле. Также такое размещение удивительным образом совпало с изначальным размещением реакций по Классическому DISC его автором Уильямом Марстоном (см. рис. 1.3).


Модель человеческих стремлений Римана — Томана

При поверхностном ознакомлении со СкорДис-подходом некоторые психологи вспоминают модель Римана — Томана, также опирающуюся на фундаментальные размерности времени и пространства (10). Но на этом их сходство и заканчивается.

Во-первых, и это самое важное, основной смысл СкорДис-подхода в использовании осей Скорости и Дистанции для систематизации большого количества разнообразных моделей, а не для описания одной-единственной (как это делает модель Римана — Томана).

Во-вторых, если в модели Римана — Томана шкала Близость — Дистанция действительно совпадает со шкалой Дистанция в СкорДис-подходе, то шкала Постоянство — Изменения является лишь частным случаем (проявлением) шкалы Скорость в СкорДис-подходе. В самом деле, полюс Постоянства соответствует лишь нулевой скорости, тогда как в СкорДис-подходе речь может идти и о замедлении, и о подстройке под изменения вместо их инициирования.

Я уже не говорю о том, что в модели Римана — Томана Близость ассоциируется, в частности, со страстным желанием любить (что во многих ситуациях попадает на полюс ускорения оси Скорости).

На мой взгляд, модель Римана — Томана является очередным дженериком Классического DISC, с частичным описанием состояний по Классическому DISC на языке стремлений, но с использованием для них названий осей времени и пространства. То есть полюса осей по сути, хотя и с некоторой погрешностью, это DISC-состояния.

Например, полюс Изменений (по факту, ускорения) в этой модели ассоциируется с желанием волшебства, очарования неизвестности, приключений, спонтанности и страсти, кульминационных моментов и экстаза, обаяния и внушения, темперамента, наслаждения, фантазий, увлеченности игрой и чувственном желании. (11) И это описание стремлений к каким-то личностным изменениям слишком напоминает описание Инициирующего. Но заточенность Добивающегося (который в СкорДис-модели также находится на полюсе ускорения, привнесения изменений) на более объективные изменения в этом описании не отражена.

А в описании людей дистанции есть достаточно много характеристик не только Добивающегося, но и Конструирующего. И наоборот, в описании людей постоянства, в основном соответствующего описанию Конструирующего, есть характеристики, скорее, Добивающегося, например, склонность к тому, чтобы «выступать "за правду" и публично представлять свое мнение». Честно говоря, никак не бьется она у меня со склонностью к постоянству — после подобных публичных выступлений постоянство обычно и рушится.

Но чем более обобщенные описания стремлений/ориентаций сотрудников по Риману — Томану в этой модели даются (12), тем они ближе к частным описаниям состояний по Классическому DISC.

Чтобы во всем этом разобраться, посмотрим, откуда же у модели Римана — Томана ноги растут? Изначально Риман, как и масса других теоретиков, заново изобрел DISC, выделив из многообразия психиатрических/психотерапевтических типов личности четыре: шизоидную (скорее, в ее стеничном варианте), истерическую, депрессивную и с навязчивостями (13).

По Риману:

* шизоидные личности «испытывают страх перед самоотдачей и находятся под влиянием импульсов, направленных на усиление самостоятельности. …Жизнь этих людей связана с повышенным стремлением к самосохранению»;

* истерические личности особенно сильно очаровываются новым и неизведанным, им присущи радость риска и авантюризм;

* депрессивные личности стремятся «объединиться с "большим центром", другими людьми, избежать поворота к самому себе»;

* личности с навязчивостями испытывают «страстное стремление к постоянству».

Разумеется, психиатрические/психотерапевтические классификации подразумевают гораздо более объемные и глубокие описания типов личности, чем описание состояний Классического DISC, тем не менее в шизоидной, по Риману, личности ясно видны преобладающие поведенческие проявления Добивающегося, в истерической — Инициирующего, в депрессивной — Содействующего и в личности с навязчивыми состояниями — Конструирующего.

Он также предложил «четыре основные формы страха», каждый из которых является корневым для той или иной личности. Страх перед:

1) «самоотвержением, переживаемый как утрата "Я" и зависимость» — для шизоидной;

2) «необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода» — для истерической;

3) «самостановлением (стагнацией "Я"), переживаемый как беззащитность и изоляция» — для депрессивной;

4) «изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность» — для личности с навязчивостями.

Очевидно, что по своей сути эти страхи делятся на две пары противоположных: 1 и 3, 2 и 4, что и позволило Томану привязать их к координатам времени и пространства. Что, в свою очередь, дало ему возможность вместо оригинальных римановских психиатрических/психотерапевтических названий типов использовать более приемлемые для массового потребителя термины: дистанция, изменения, близость и постоянство.

Но дьявол крылся еще в изначальном подходе Римана: однозначно соотнести один конкретный аффект (форму страха) с одним типом личности. Ведь, как я уже упоминал, психиатрические/психотерапевтические классификации дают слишком объемные и глубокие описания типов личности, чтобы такое упрощение оказалось и возможным, и практичным, и продуктивным.

Не претендую на окончательную истину, но модели Римана и Римана — Томана станут гораздо более естественными и практическими, если каждому типу личности поставить в соответствие две, а не одну основную форму страха. И так они естественным образом войдут в плеяду остальных СкорДис-моделей (рис. 5.47).
Рис. 5.47. СкорДис-соответствие между моделями Римана, Римана — Томана, состояниями по Классическому DISC и базовыми эмоциями
Примечания:
(1) Перед тем как остановиться на аббревиатуре СкорДис, я использовал названия: Структурно-динамическая теория аффектов (см. Молоканов М. В. Структурно-динамическая теория аффектов // Выбирать и изменяться / Ред. М. В. Молоканов. — М.: МАСД, 1996. — С. 114–132), FM-подход (сначала от Female и Male, а потом от Farther и Mother), а также VooDoo-подход (от Velocity и Distance). Впервые соотнесение осей СкорДис-координат со временем и пространством было озвучено мной в статье «О чем умалчивает Адизес» (см.: Молоканов М. В. О чем умалчивает Адизес // Инициативы XXI века, 2012. — № 2. — С. 30–34).
(2) Молоканов М. В. Личностные предпосылки профессиональной успешности практических психологов (инструкторов учебно-тренировочных групп): дис. ... канд. психол. наук. — М., 1994. и Молоканов М. В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — С. 51–60.
(3) Молоканов М. В. Двухфакторная классификация психотехник // Выбирать и изменяться [Свод: Современные психотехники. Вып. 3]. — М.: МАСД, 1996. — С. 84–91.
(4) Молоканов М.В. Основные составляющие бытия // Выбирать и изменяться [Свод: Современные психотехники. Вып. 3]. — М.: МАСД, 1996. — С. 92–101; Молоканов М.В. Структурно-динамическая теория аффектов // Выбирать и изменяться / Ред. М. В. Молоканов. — М.: МАСД, 1996. — С. 114–132; Молоканов М.В. Расширенное использование классификации профессиональных типов Дж. Холланда // Выбирать и изменяться [Свод: Современные психотехники. Вып. 3] / Ред. М. В. Молоканов. — М.: МАСД, 1996. — С. 133–148.
(5) Молоканов М. В. Обучение менеджеров: системный подход // Менеджер по персоналу, 2006. — № 12. — С. 20–28 (Интервью).
(6) Я особо благодарю принявших в работе Цеха активное участие следующих коллег: Павла Безручко, Любовь Беляеву, Павла Денисова, Наталию Еремееву, Дмитрия Козлова, Владимира Коновалова, Оксану Лычкову и Софью Пушкареву.
(7) См. Молоканов М. В. Два пути из депрессии в «огонь»// Коляну Н. Практика использования психотехник Свободного Дыхания. — Ярославль, 1993. — С. 80–90; Молоканов М. В. Психологические портреты клиентов, особенно успешно повышающих уровень самоактуализации // Контексты и подтексты Свободного Дыхания [Свод: Переводы. Творчество. Исследования. Вып. 1] / Ред. М. В. Молоканов. — М.: Изд-во Трансперсонального института, 1994. — С. 37–44; Молоканов М. В. Антидепрессивные тенденции Свободного Дыхания// Контексты и подтексты Свободного Дыхания [Свод: Переводы. Творчество. Исследования. Вып. 1] / Ред. М. В. Молоканов. — М.: Изд-во Трансперсонального института, 1994. — С. 63–71.
(8) См. Вэньдань Мо. Холистическое представление о человеке в теории цигун// Цигун и спорт, 1994. — № 3. — С. 3–6; Еремеев В. Е. Чертеж антропокосмоса.— М.: АСМ, 1993; Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии.— М.: Восточная литература, 1994; Чжунъюй Ли. Основы науки цигун.— М.: НПЦНМО, 1991; Шаобинь Лю. Ответы на вопросы о тяньчжуской системе цигун// Цигун и спорт, 1991. — № 3. — С. 13–27.
(9) Относительно классического в привязке к сторонам света расположения у-син, при котором огонь находится наверху (по-китайски на юге), изображения на рисунках повернуты на 90°. Объяснение этому будет дано позже.
(10) 1 Шульц фон Тун Ф. Говорить друг с другом: анатомия общения. — М.: FBK-Coaching, 2015. — С. 207–241.
(11) Там же. — С. 211 –212.
(12) Там же. — С. 236–241.
(13) Риман Ф. Основные формы страха. — М.: Алетейа, 1999.
Буду рад узнать ваши впечатления о книге, ответить на возникшие вопросы, а также сделать для вас что-либо полезное и вдохновляющее.

Авторская группа в Telegram «Мышление руководителей. Q&A»: t.me/M_Molokanov
Не нужны диалоги? Подпишитесь на телеграм-канал @UnknownLeadership
Предпочитаете рассылку по email? Подпишитесь: goo.su/3fL9
E-mail: ask@MikhailMolokanov.ru
www.MikhailMolokanov.ru
www.STRADIS.top