Вопрос участника тренинга «Управленческая гибкость лидера»: «Михаил доброе утро. У меня есть вопрос , почему люди стали реже общаться друг с другом. Стараются оградить себя от окружающих , пример - очень многие в фитнес клубах занимаются в наушниках, про метро и говорить не приходится. ) на работе тоже стараются меньше общаться между собой. Чем это вызвано? Спасибо.»
Отвечаю:
Общение помогает нам справляться с четырьмя мрачными человеческими данностями по Ирвину Ялому.
Во-первых, с экзистенциальным одиночеством. Беда в том, что, благодаря информационному шуму, особенно идущему из соцсетей, мы пересыщены эрзац-общением, создающим иллюзию того, что мы не одиноки.
Ведь как было раньше? — Человек готовился к тому, что сообщит другому, продумывал часами и днями, например, что напишет в письме, старался изложить свои мысли как можно точнее. Затем ждал днями и неделями ответа. Пока ждал, что-то додумывал. Получив письмо, внимательно вчитывался в ответ, пытаясь понять не только то, что сказано, но и то, что было умолчено.
То же касалось и личных бесед: для них нужно было поехать куда-то, выделить определенное время, которое не тратилось ни на что другое. — Вступить в контакт с другим, чтобы уйти от одиночества, требовало и физических, и умственных, и эмоциональных усилий.
Сейчас же: пришла в голову мысль — тут же написал ее, сырую, в мессенджер. Да и провести видеоконференцию дело не хитрое.
И из-за соцсетей люди разучиваются общаться живьем. — Как непринужденно начать разговор? Как ответить в живом диалоге, когда нельзя, как в мессенджере, затянуть с ответом?
Здесь полная аналогия с фастфудом. Почему многие ограничиваются только им? — Потому что он создает ощущение сытости и, потребляя его, не нужно напрягаться как в приличном заведении: подобающим образом одеваться, включать голову, выбирая что-то в меню, соблюдать, пусть и минимальный, этикет.
Также общение как средство от одиночества нужно для получения обратной связи для понимания, какой я, как мне уместно, а как неуместно проявляться с другими людьми? Но соцсети, с одной стороны, заваливают нас эрзац-обратной связью в виде смайликов, а с другой, отучают зрело и не травматически воспринимать более глубокую обратную связь.
То есть люди реже полноценно общаются друг с другом, так как: 1) разучиваются это делать, 2) перегружены эрзац-общением.
Во-вторых, общение нужно для выполнения каких-то совместных дел.
Но стандартизация, автоматизация и диджитализация работ позволяет все большее количество дел выполнять в одиночку. Например, когда-то работа врача была в чем-то искусством, требующим обсуждений гипотез на консилиумах. Сейчас же в поликлиниках врачи действуют по протоколам, получая подсказки от искусственного интеллекта.
Да и досуг можно насыщенно провести в одиночку, уткнувшись в экран: зависнув в игре или на сериале.
Но именно в совместной работе и досуге человек прорабатывает мрачную человеческую данность свободы и ответственности, нащупывая, «тварь ли он дрожащая или право имеет»; а также соизмеряя свою «свободу размахивать руками» с расстоянием до кончика носа другого.
Таким образом, уменьшение количества общих дел: 1) делает общение менее нужным, 2) приводит к отмиранию навыка нахождения баланса между свободой и ответственностью, из-за чего свободное общение становится тревожащим, а приемлемым остается лишь ритуальное «политически корректное» общение.
В-третьих, культура моложавости (включая индустрию различных косметических процедур) отвлекает от мрачной человеческой данности неизбежности смерти нас и наших близких. — Мы начинаем почти верить, что дорогие нам люди с нами навечно, да и сами мы будет всегда в хорошей форме. Вот и не спешим общаться с ними.
В-четвертых, состояние потреблядства, навязываемое обществом, подсовывает однозначный и легкий в реализации смысл каждодневной жизни, уводя от мрачной человеческой данности отсутствия безусловного смысла жизни. А именно осознание этого отсутствия толкает людей к его совместному поиску и общению на самом глубоком уровне.
При этом потреблядство не только побуждает делать все новые и новые приобретения, но и побуждает выпускать бессмысленные вещи со все более коротким сроком годности и эксплуатации (в силу ли моды или физических характеристик).