Поэтому, спрашивая себя, есть ли жизнь после смерти, нужно ясно осознавать заложенное в этом вопросе когнитивное искажение. — Предположение о какой-то вашей личностной неизменности, о сохранности после смерти вашего Я.
Но ведь даже если предполагать бессмертность души (вне зависимости от того, что под этим иметь в виду), то сможет ли она сохранить хоть малую толику идентичности вашей личности, вас самих после потери тела, когда в земной жизни даже естественные воздействия на тело или изменения в нем способны повлиять на вашу личность?
Личностно мы действительно здесь как актеры на сцене — слишком зависимы и от сценария, и от предлагаемых обстоятельств, и от декораций, и от освещения… О «режиссере» даже задумываться не хочется.
Поэтому вопрос: «А что будет после смерти, если там жизнь?» — сродни вопросу, который мог бы задать на сцене актер, полностью вошедший в роль Ромео, актрисе, полностью вошедшей в роль Джульетты: «Что будет с нами, когда спектакль закончится?»
Абсолютно бессмысленный вопрос, на который невозможно ответить, так как тех «нас», которые будут (наверное) после спектакля, на сцене нет. Здесь и сейчас есть какие-то «мы», в прямом смысле воПЛОТившиеся в Ромео и Джульетту. И эти воплотившиеся «мы» ничего не знаем и не можем знать, кто там будет после сходя со сцены: молодой артист любительского театра, мечтающий о поступлении в ГИТИС, а сейчас подрабатывающий курьером, и бывшая прима, которой режиссер провинциального театра предпочел молодую? Или кто-то еще?
А может оказаться, что и никого не будет. Если мы ошиблись, и то, что сейчас происходит, не игра на сцене, а показ фильма. И все просто исчезнет, как только экран потухнет.
Хорошо же сказал Эпикур, что смерть к человеку не имеет никакого отношения: когда человек есть, смерти нет; а когда приходит смерть, человека нет.