При поверхностном ознакомлении со СкорДис-подходом некоторые психологи вспоминают модель Римана-Томана, также опирающуюся на фундаментальные размерности времени и пространства
[1]. Но на этом их сходство и заканчивается.
Во-первых, и это самое важное, основной смысл СкорДис-подхода в использовании осей
Скорости и
Дистанции для систематизации большого количества разнообразных моделей, а не для описания одной-единственной (как это делает модель Римана-Томана).
Во-вторых, если в модели Римана-Томана шкала
Близость — Дистанция действительно совпадает со шкалой
Дистанция в СкорДис-подходе, то шкала
Постоянство — Изменения является лишь частным случаем (проявлением) шкалы
Скорость в СкорДис-подходе. В самом деле, полюс
Постоянства соответствует лишь нулевой скорости, тогда как в СкорДис-подходе речь может идти и о замедлении, и о подстройке под изменения вместо их инициирования.
Я уже не говорю о том, что в модели Римана-Томана
Близость ассоциируется, в частности, со страстным желанием любить (что во многих ситуациях попадает на полюс
ускорения оси
Скорости).
На мой взгляд, модель Римана-Томана является очередным дженериком Классического DISC, с частичным описанием состояний по Классическому DISC на языке стремлений, но с использований для них названий осей времени и пространства. То есть полюса осей по сути, хотя и с некоторой погрешностью, это DISC-состояния.
Например, полюс
Изменений (по факту, ускорения) в этой модели ассоциируется с желанием волшебства, очарования неизвестности, приключений, спонтанности и страсти, кульминационных моментов и экстаза, обаяния и внушения, темперамента, наслаждения, фантазий, увлеченности игрой и чувственном желании.
[2] И это описание стремлений к каким-то личностным изменениям слишком напоминает описание
Инициирующего. Но
заточенность Добивающегося (который в СкорДис-модели также находится на полюсе ускорения, привнесения изменений) на более объективные изменения в этом описании не отражена.
А в описании
людей дистанции есть достаточно много характеристик не только
Добивающегося,
но и
Конструирующего. И наоборот, в описании
людей постоянства, в основном соответствующего описанию
Конструирующего, есть характеристики, скорее,
Добивающегося, например, склонность к тому, чтобы «выступать «за правду» и публично представлять свое мнение». Честно говоря, никак не бьется она у меня со
склонностью к постоянству — после подобных публичных выступлений постоянство обычно и рушится.
Но чем более обобщенные описания стремлений/ориентаций сотрудников по Риману-Томану в этой модели даются
[3], тем они ближе к частным описаниям состояний по Классическому DISC.
Чтобы во всем этом разобраться, посмотрим, откуда же у модели Римана-Томана ноги растут? Изначально Риман, как и масса других теоретиков, заново
изобрел DISC, выделив из многообразия психиатрических/психотерапевтических типов личности четыре: шизоидную (скорее, в ее стеничном варианте), истерическую, депрессивную и с навязчивостями.
[4] По Риману:
* шизоидные личности «испытывают страх перед самоотдачей и находятся под влиянием импульсов, направленных на усиление самостоятельности. …жизнь этих людей связана с повышенным стремлением к самосохранению»;
* истерические личности, особенно сильно очаровываются новым и неизведанным, им присущи радость риска и авантюризм;
* депрессивные личности стремятся «объединиться с «большим центром», другими людьми, избежать поворота к самому себе»;
* личности с навязчивостями испытывают «страстное стремление к постоянству».
Разумеется, психиатрические/психотерапевтические классификации подразумевают гораздо более объемные и глубокие описания типов личности, чем описание состояний Классического DISC, тем не менее, в шизоидной по Риману личности ясно видны преобладающие поведенческие проявления
Добивающегося, в истерической —
Инициирующего, в депрессивной —
Содействующего и в личности с навязчивыми состоянии —
Конструирующего.
Также он предложил «четыре основные формы страха», каждый из которых является корневым для той или иной личности. Страх перед:
1) «самоотвержением, переживаемый как утрата «Я» и зависимость» — для шизоидной;
2) «необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода» — для истерической;
3) «самостановлением (стагнацией «Я»), переживаемый как беззащитность и изоляция» — для депрессивной;
4) «изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность» — для личности с навязчивостями.
Очевидно, что по своей сути эти страхи делятся на две пары противоположных: 1) и 3) 2) и 4) что и позволило Томану привязать их к координатам времени и пространства. Что, в свою очередь, дало ему возможность вместо оригинальных римановских психиатрических/психотерапевтических названий типов использовать более приемлемые для массового потребителя термины:
дистанция,
изменения,
близость и
постоянство.
Но
дьявол крылся еще в изначальном подходе Римана: однозначно соотнести один конкретный аффект (форму страха) с одним типом личности. Ведь, как я уже упоминал, психиатрические/психотерапевтические классификации дают слишком объемные и глубокие описания типов личности, чтобы такое упрощение оказалось и возможным, и практичным, и продуктивным.
Не претендую на окончательную истину, но модели Римана и Римана-Томана станут гораздо более естественными и практическими, если каждому типу личности поставить в соответствие две, а не одну основную форму страха. И так они естественным образом войдут в плеяду остальных СкорДис-моделей (см. рис. 12).
===
[1] Шульц фон Тун Ф. Говорить друг с другом: анатомия общения. — М.: FBK-Coaching, 2015. — С. 207-241.
[2] Там же. — С. 211-212.
[3] Там же. — С. 236-241.
[4] Риман Ф. Основные формы страха. —М.: Алетейа, 1999.