24.05.2022

За что достается империям? Часть 1

Moonasi
Михаил Молоканов
В предыдущих статьях я рассказал о государственных гимнах Содействующего, Конструирующего, Добивающегося, Инициирующего[1] и Государственного типов, характерных для национальных культур обывателей, жертвы, борьбы, празднования и имперской соответственно (см. рис. 1).
Рис. 1. СкорДис-соответствие видов национальных культур типам гимнов различных стран.
Какое отношение в мире к тем или иным национальным культурам?

К представителям культуры обывателей – снисходительное: «недалекие, без амбиций, простоватые…», но порой со скрытой завистью: «живут же ни о чем не парясь, довольствуясь тем, что есть… — может так и надо?»

Те, кто не сталкивается с представителями национальной культуры жертвы как с близкими соседями, иммигрантами или беженцами, стараются их не замечать. Обычно вообще мало кто в мире знает о существовании этих стран-Жертв, иногда, как ни парадоксально, воспринимая их лишь как регион страны-Агрессора (как второй вершины треугольника Карпмана), которую они пытаются «рекламировать» на весь мир.

Если приходится слушать их рассказы о своих обидах на весь мир и об Агрессоре, то воспринимают их как щекочущие душу истории — вполуха или понимая, что правды от вымысла в них не отличить. Но стараются посочувствовать или минимально помочь. Когда рассказы становятся слишком навязчивыми, вплоть до нытья со снятием с себя какой-либо ответственности за происходящее или истерики «вы мне должны!» — изолируются от них или изолируют самих рассказчиков.

Разумеется, это все в случае, если Жертву не подхватит Спасатель (как третья вершина треугольника Карпмана) и не начнет использовать ее в своих геополитических интересов против назначенного Агрессора. Тогда Жертва получит и сочувствие, и сожаление, и желание помочь, и сострадание…

Представители национальной культуры борьбы вызывают у других осторожный интерес и уважение, замешанное на опасении.

Представители национальной культуры празднования вызывают интерес и восхищение, замешанные на недоверии: «Ну, и как так можно жить?! — Чудные, от реальности оторванные!»


Жесткая и мягкая сила империй

Национальная культура имперского вида предполагает постоянную экспансию страны для защиты своих геополитических национальных интересов. В постоянно изменяющемся мире если страна с имперской национальной культурой не будет постоянно делать попытки расширяться, то она будет «обкусана» другими странами.

Исторически такая экспансия была в первую очередь территориальной с помощью военной — жесткой — силы. А за ней уже шла культурная, экономическая, финансовая, политическая, религиозная (как у Ватикана)… В современном же мире приличным считается начинать и поддерживать экспансию на другую страну с помощью мягкой силы.

Использование же жесткой силы требует хорошей предварительной международной PR-проработки плюс подготовки оппозиционной элиты в стране, куда планируется вторжение. — Опять же мягкой силы.

При экспансии лишь с помощью мягкой силы отношение к представителям имперской культуры благожелательное — они воспринимаются как носители лучшего, современного, передового… (как бы там ни было на самом деле), им завидуют. Странам с остальными видами культур остается только выбирать, в орбиту какой империи войти, чтобы обеспечить свою безопасность и целостность. К сожалению, верность выбора не всегда однозначна.

Хотя и использование мягкой силы может встретить твердый отпор, как например, во Франции английскому языку.

На применение в отношение кого-то лишь жесткой силы страны с культурой обывателей реагируют с состраданием: ведь гибнут невинные люди и творятся ужасные вещи (что характерно для Содействующего состояния по Классическому DISC). Представители других видов национальных культур также горюют по поводу невинных жертв, но понимают, что на войне это происходит всегда и с обеих сторон. — Вопрос лишь частоты, распространенности и умышленности.

Страны с культурой жертвы начинают кричать о «нарушении правовых норм» (что характерно для Конструирующего состояния по Классическому DISC) и грозить (а также грезить) международным трибуналом. Представители же других видов национальных культур понимают, что в геополитике существует лишь право сильного. Кто победит, тот и будет судить. И, даже если ты проиграл, но остался сильным (как США во Вьетнаме), никто ни судить тебя не будет, ни контрибуций с тебя не потребует.

Очень много страны с культурой жертвы, обсуждают обоснованность и логичность заявленного повода военного вторжения в другую страну, не понимая, что реальный повод в геополитике всегда один: кажущаяся целесообразность именно в этот момент и именно этим способом защитить свои национальные интересы.

И это всегда очень субъективно. Например, бессмысленно искать «безупречно объективные» правовые основы вторжения в страну, если на протяжении восьми лет из «каждого утюга» этой страны неслись публичные оскорбления президента в конце концов вторгнувшейся соседней ядерной державы. — Снова вспоминаем треугольник Карпмана.


*** Продолжения ждите в следующей статье.

[1] О состояниях по Классическому DISС (Добивающийся, Инициирующий, Содействующий и Конструирующий), а также об упоминаемых мной далее СкорДис-подходе, базовых эмоциях и пяти китайских элементах у син см. книгу Молоканов М. В. Мышление руководителей: системное, управленческое, критическое, аффективное.
Авторская группа в Telegram «Мышление руководителей. Q&A»: t.me/M_Molokanov
Социальный проект бесплатного коучинга.
Email-рассылка — подпишитесь: www.goo.su/quro
Телеграм-канал @UnknownLeadership
Для связи: ask@MikhailMolokanov.ru