Разумеется, гимн лишь один из элементов организационной культуры. Более того, это довольно формальный элемент. Он может отражать как реальность, так и желаемое состояние организации. Или быть историческим артефактом.
Но гимны Содействующего типа характерны для национальной
культуры обывателей (без всякой «негативной» коннотации) — людей, которые совместно довольствуются тем, что у них есть, радуются имеющемуся. И имеющееся, действительно, настолько хорошо, что ему можно радоваться. В Люксембурге, по-видимому, так оно и есть. Израиль этим образом в гимне призывает в себя всех евреев. А какие-то другие страны из этого списка к такому положению дел только лишь стремятся.
В СкорДис-подходе Содействующему типу гимна соответствуют аффекты из спектра базовой эмоции (светлой)
грусти.
На втором по количеству месте (26) гимны Государственного типа. Они характерны для национальной
имперской культуры. На рис. 1 я разместил их в центре, соответствующему элементу у син
Почва, так как имперская культура существует вне личного, вне индивидуального времени и пространства. Более того, сама титульная нация формируется под империю, а не государство строится на основе национальных особенностей.
Советское «Раньше думай о Родине, а потом о себе» или «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для нее» американского президента Джона Кеннеди — ярчайшие образцы лозунгов имперской культуры.
Имперская культура естественна для государств, сшитых из разнородных национальных образований, как, например, США, Великобритания, Россия (и, тем более, Советский Союз и Российская империя).
Собственно говоря, Русь как государственное образование и появилась с призванием в 862 году варягов-руси во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу и другие города для предотвращения конфликтов между разнородными финно-угорскими и славянскими племенами.
Заметьте, что страны с гимнами не Государственного типа (см. рис. 1) в среднем более национально однородны.
Еще раз подчеркиваю, что соответствие между типом гимна и видом культуры не стопроцентное. Например, у очевидно
имперского и многонационального Китая Добивающийся гимн. — Возможно, как свидетельство актуальных серьезных территориальных претензий к Гонконгу и Индии. А у Нидерландов самый древний из всех стран гимн — Государственного типа — наследие имперского прошлого.
В СкорДис-подходе Государственному типу гимна соответствуют аффекты из спектра
беспокойства. Как я обсуждаю в книге «
Мышление руководителей: системное, управленческое, критическое, аффективное», беспокойство, соответствующее центральному элементу у син, это такая специфическая «базовая эмоция» — «умственно нагруженная».
Действительно, состояние империи всегда беспокояще нестабильно. С одной стороны, имперская культура требует укрепления и расширения (территориального ли, религиозного ли, культурного ли…), с другой, укрепление делает ее негибкой и нежизненной, а расширение может ослабить и сделать жертвой других стран. Плюс разрывающая изнутри разнородность частей империи. При этом нет никаких однозначных критериев верности принимаемых лидерами решений.
Этим имперская культура отличается ото всех остальных. Например, в культуре обывателей верным будет все то, что продолжает поддерживать имеющийся комфорт. В культуре празднования — что доставляет еще больше радости. В культуре борьбы — что помогает победить очень конкретного врага. В культуре жертвы — что не слишком ухудшает статус кво и помогает получить больше благ и внимания от других стран.
Третье место разделили страны с гимнами Добивающегося (14 стран) и Инициирующего типов (12 стран).
*** Продолжение ждите в следующей статье.
[1] О состояниях по Классическому DISС (Добивающийся, Инициирующий, Содействующий и Конструирующий), а также об упоминаемых мной далее СкорДис-подходе, базовых эмоциях и пяти китайских элементах у син см. книгу
Молоканов М. В. Мышление руководителей: системное, управленческое, критическое, аффективное.