В предыдущих
статьях я рассказал о реакции стран с культурой
жертвы на имперское использование
жесткой силы.
Страны же с культурой
борьбы следят за расстановкой сил, анализируя, что они могут приобрести или потерять при том или ином раскладе (что характерно для Добивающегося состояния по Классическому DISC
[1]).
Страны с культурой
празднования удивляются, зачем это было надо так «грубить», устраивают публичные акции в поддержку какой-либо из сторон и быстро теряют к событию интерес (что характерно для Инициирующего состояния по Классическому DISC).
Страны с
имперской культурой рассматривают такой конфликт как шахматную партию и могут продемонстрировать любую реакцию (в том числе, и вполне
жесткую) в зависимости от своих национальных геополитических интересов и от того, какие страны им нужно привлечь на свою сторону. Благо, с современными медиа это сделать крайне легко. Если, конечно, «уметь в
мягкую силу».
У России с
мягкой силой всю историю было плохо. В лучшем случае заваливали союзников деньгами. Например, раньше меня умиляла выражаемая черногорцами в личном общении любовь к русским и России. Потом я был шокирован антироссийскими политическими течениями в этой стране и последовавшим вступлением Черногории в НАТО. Все прояснилось, когда я узнал, какое огромное количество денег Россия еще при царе вбухала в Черногорию. А сейчас перестала вбухивать. Любовь и прошла.
США же мастера культурно-идеологической экспансии: Голливуд, продвижение «демократии», гранты на обучение и исследования… Китай — экономической: покупка и аренда земель в Африке, Азии, Австралии, странах бывшего Советского Союза, включая Казахстан, Украину, Россию... Англия — языковой: Британский Совет… и финансовой… И да. англичане — мастера тайных и «джеймсбондовских» операций («англичанка гадит»).
Свою безнадежную слабость в
мягкой силе в сравнении с другими нациями русские хорошо понимают. Как поется в советской «Песне о Хосте» воинов-афганцев (см.
youtu.be/BtaeBkJcShE):
«Плели интриги в Хосте англичане,
Запутали вождей в Пуштунистане.
Но, как велел Аллах, разбиты были в прах
Их кости, как урок, блестят в горах.
А мы таких уроков не учили —
Подумаешь, джентльмена там убили!
А ныне это мы решимости полны
Закончить это дело до зимы.
А зимы там нет...»
Но от этого понимания никому не легче.
Динамика развития культуры Напомню, что стран с гимнами конструирующего типа, характерных для национальной культуры
жертвы, оказалось меньше всего. Это кажется естественным, так как страны с культурой жертвы или с помощью мощной поддержки Спасателей развивают какую-то другую культуру (как, например, Польша) или оказываются расчлененными другими странами.
Также можно предположить, что последовательность увеличения количества стран с различными типами гимна близка к последовательности естественного развития национальной культуры (см. рис. 1).